Готовая Технологическая карта урока “Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления”
Учителю предлагается для оформления «целостной картины современного урока» использовать технологическую карту. Это инновационная форма методической продукции, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам. Что такое технологическая карта урока и как ее составлять и с ней.
Отличия между технологической картой и конспектом
В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.
Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.
Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).
Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Технологическая карта урока по ФГОС | Конспект урока |
Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками. | Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя. |
Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия. | Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке. |
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс. | Указываются только общие цели всего урока. |
Рекомендации по разработке технологической карты
Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.
1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:
Предмет: Русский язык
Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?
Тип урока: урок открытия нового знания.
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям;
- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные :
- учить анализировать и выделять общее;
- учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
- вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
- дать уточненное определение термина «корень»;
- учить находить корень слова;
- учить подбирать родственные слова разных частей речи.
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.
2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.
4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».
7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.
8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.
При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.
Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие. | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
– Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! – Вы готовы к нашему уроку? |
Организовывают рабочее место.
Здороваются с учителем. |
Личностные : управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Метапредметные : организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
Организовать детей.
Проверить готовность к уроку. |
Интерактивная игра «Поделись позитивом».
. |
– С каким настроением вы пришли на урок?
– Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. – Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д. |
Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами. | Создать позитивное настроение. | ||
Актуализация знаний | Минутка чистописания (фронтально) | Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений.
Ос, ом, ло, бо Уж небо осенью дышало… |
Самостоятельно выполняют письмо по образцу | Личностные:
проявлять старательность. Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание букв, буквосочетаний |
Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии. |
Словарный диктант (фронтально) | Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм
Р а кета, п о года, б е реза, к а ртоф е ль, ж е лтый, ш ё л, о г оро д. |
Выполняют письмо под диктовку (один ученик у доски, один – комментирует правильность написания), подчеркивают орфограммы. | Личностные:
контролируют свои действия. Предметные: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы. |
Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость. | |
Грамматическая разминка (фронтально) | Проводит беседу.
Контролирует правильность ответов учеников – Какие слова мы записали? – Что значит «словарные слова»? – Давайте составим предложение со словом желтый . Деревья покрыты желтыми листьями. Желтые листья кружатся над землёй. – Выделим в предложении основу. – Определим, к каким частям речи относятся слова в предложении. – Скажите, о каком времени года мы составили предложение? |
Дают ответы на вопросы.
Составляют предложения. Называют основу предложения. Определяют, к каким частям речи относятся слова в предложении. |
Метапредметные:
развитие словарного запаса, устной монологической речи. Предметные: определяют главные члены предложения, различают части речи. |
Развивать речь детей.
Актуализиро-вать знания детей о частях речи. |
|
Постановка учебной задачи | Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально) | Организовывает проведение лингвистического исследования.
– В последний месяц осени значительно холодает, и ночью могут наблюдаться заморозки. Что обозначает это слово? – Исследуем состав слова заморозок . – определите корень слова. Зам, мор, замор, мороз . – запишите корень на стикер и прикрепите к доске. (Учитель записывает варианты на доске). |
Определяют и записывают корень слова на стикер. Наклеивают на доску. | Личностные:
проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют понятия «корень», «однокоренные слова», вспоминают правило определения корня. |
Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Формулирование темы и целей урока (фронтально) | Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока – Ребята, какой вариант правильный? Можете ли вы с уверенностью сказать правильный вариант? – Значит мы не научились еще правильно выделять корень в слове. Какие знания и умения нам нужны для этого? – Что такое корень? – Какие слова называются однокоренными? – Как найти корень слова? Как вы считаете, какая тема нашего урока? (ФОО – фундаментальный образовательный объект) – Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке? |
Размышляют.
Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели урока. |
Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.