Активные приёмы обучения на уроках русского языка

Задача учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было , как можно нагляднее и доступнее на уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.

Учитель должен организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.

Содержимое

Этап мотивации. Один из важных этапов на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока.

Приемы мотивации

“Фантастическая добавка” -универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на планету «Фразеология»), придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую экспедицию.

Приём «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет

открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

Активные методы начала образовательного мероприятия

Такие методы, как «Мой цветок, «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга», «Летающие имена», «Мешочек настроений», «Дарю цветочек» и другие помогут динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. В начале урока всегда обращаю внимание на настроение, с которым ко мне приходят учащиеся. Иногда они приходят расстроенные, огорченные чем-либо, тогда использую метод «Дарю цветочек», который создаёт позитивный настрой учащихся на работу в классе и экономит время на уроке.

Цель метода : создание условий для продуктивной работы, эмоционального комфорта обучающихся, налаживания отношений.

Время проведения : 5 минут.

Численность : весь класс.

Необходимые материалы : на столе каждого ученика лежат вырезанные из бумаги цветы 4 цветов: красного, жёлтого, голубого и оранжевого, на доске приклеен ватман.

Технология проведения: Учитель говорит: «Очень часто на встречи мы приходим с цветами. Я предлагаю и нашу сегодняшнюю встречу начать с этой замечательной традиции»

Учитель объясняет, что обозначает каждый цвет (красный цвет – активность, уверенность, дружелюбие; оранжевый – способствует креативному мышлению; жёлтый – организует, улучшает память, способствует быстрому принятию решений; голубой – способствует привлечению энергии, излечивает недоверие, сомнение), и предлагает учащимся выбрать цветок понравившегося цвета, написать на нём пожелание для одноклассников и приклеить его на ватман.

Учитель напутствует «Сегодня на уроке на необходимы активность, уверенность, дружелюбие, креативное мышление, быстрое принятие решений. Подаренные цветы, я надеюсь, настроят всех на активную деятельность».

Активные методы актуализации знаний

На данным этапе учащиеся повторяют материал, изученный на предыдущих уроках. Здесь можно использовать такие методы как «Редакторы», «Верные-неверные утверждения», «Ромашка Блума», «Закончи предложение» и другие.

АМО «Редакторы»

Цель метода: проверить знание материала, изученного на прошлом уроке.

Время проведения: 7 минут.

Численность: весь класс

Необходимые материалы: на каждой парте лежат распечатанные листки с текстом, работа выполняется в парах.

Технология проведения: Учитель говорит: «Обратите внимание на листочке на столе. На них напечатано стихотворение. Прочитайте… Ваша задача из данного стихотворения выписать в столбик сложные слова.»

Активные методы вхождения или погружение в тему образовательного мероприятия

АМО «Неожиданное задание»

Цель метода: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала.

Время проведения: 3 минуты

Численность: весь класс

Необходимые материалы: фото школы

Технология проведения: Учитель: «Что изображено на слайде? Как правильно назвать? Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования «Школа №2 г. Облучье» МБОУ СОО «Школа №2 г. Облучье»

Сравните, чем отличаются названия?»

После аналитической беседы обучающиеся совместно с учителем формулируют тему урока . «Сложносокращенные слова».

Активные методы выяснение целей, ожиданий и опасений

На данном этапе учащиеся определяют, что нужно повторить, чему научатся, с чем познакомятся. Могут использоваться методы: «Звездопад», «Осенний сад», «Что у меня на сердце», «Лицензия на приобретение знаний», «Список покупок», «Разноцветные листы» и т.д.

АМО «Бизнес-план»

Цель метода: совместное целеполагание.

Время проведения: 3 минуты

Численность: весь класс

Необходимые материалы: бланк

Технология проведения: Учитель предлагает составить бизнес-план урока, используя опорные слова на бланке.

БИЗНЕС-ПЛАН

ПОВТОРИТЬ

УЧИТЬСЯ

ПОЗНАКОМИТЬСЯ

Активные методы организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над темой урока важно, чтобы обучающимся было интересно. На данном этапе можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания», Ярмарка», «На линии огня» и т.д.

АМО «Следопыты»

Цель метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Время проведения: 5 минут

Численность: весь класс

Необходимые материалы: подготовленные бланки

Технология проведения: На подготовленных карточках прописаны примеры, основываясь на данные примеры, учащиеся выводят правила, потом обсуждают и сравнивают с учебником свои выводы.

Соединительные гласные в сложных словах :

ПРИМЕРЫ

ПРАВИЛА

САМ О ЛЁТ

ПАР О ВОЗ

ПАР О ХОД

КАШ Е ВАР

СТАЛ Е ВАР

КОН Е ВОД

Активные методы релаксации

Если чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или какая-либо сложная задача, сделайте паузу. Иногда достаточно 5-7 минут веселой игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия – 1», «№Роботы», «Построение по росту», Красная шапочка и Серый Волк», «Шест» и многие другие позволят это сделать, не выходя из класса.

АМО «Построение по алфавиту»

Цель метода: повысить уровень энергии в классе

Время проведения: 5-7 минут

Численность: весь класс

Технология проведения: Учащиеся строятся по первой букве фамилии или имени.

АМО «Внимательность»

Цель метода: повысить уровень энергии в классе

Время проведения: 5-7 минут

Численность: весь класс

Технология проведения: Учитель называет слова. Если в слове одна безударная гласная в корне, учащиеся хлопают, если в слове две безударных гласных в корне – топают.

СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

Активные методы закрепления материала

На данном этапе учащиеся с удовольствием играют во всевозможные игры, направленные на закрепление изученного материала. «Придумай кличку», «Менеджер по закупкам», «Третий лишний», «Лингвистические загадки», «Кроссворд»

АМО «Менеджер по закупкам»

Цель метода: активизация мыслительной деятельности

Время проведения: 5-7 минут

Численность: весь класс

Технология проведения: Учитель: «Представьте себе, что вы — менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о — е.»

АМО «Третий лишний»

Цель метода: активизация мыслительной деятельности

Время проведения: 5-7 минут

Численность: весь класс

Технология проведения: Учащиеся записывают под диктовку ряд слов из трёх букв, находят лишнее слово, опираясь на правила, изученное на уроке.

1. Вод … провод, земл … трясение, гром … отвод.

2. Вод … мерка, дожд … мер, земл … делие.

3. Жизн … описание, картоф … лекопалка, книг … печатание .

Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Всё у меня в руках!», «Комплименты» «Ромашка Блюма» и др. Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно повести итоги урока и завершить работу.

АМО «Комплименты»

Цель метода: получить обратную связь от учеников

Время проведения: 5-8 минут

Численность: весь класс

Технология проведения: Учащиеся становятся в круг, глядя в глаза друг другу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов и т.д.

АМО «Корзинка знаний»

Цель метода: получить обратную связь от учеников

Время проведения: 5-8 минут

Численность: весь класс

Технология проведения: Корзинка «идёт» по классу. Учащиеся проговаривает, что нового узнал на уроке, чему научился, какие умения приобрел, что особенно понравилось на уроке…, «мои опасения были напрасны. Я понял…»

«Кладут» свои мысли, мнения в корзину

Следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Одни и те же методы можно использовать на совершенно разных этапах образовательного мероприятия для решения разных дидактических задач.

Приведенные здесь активные методы – лишь малая часть огромной копилки АМО. В данной работе я хотела вам показать логику и смысл использования АМО на уроке и во внеурочной деятельности. Использование активных методов обучения на всех этапах образовательного мероприятия обеспечивает активную мыслительную и практическую деятельность учащихся, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному, качественному овладению новыми знаниями и умениями.

При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.

Список литературы

  1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. – Тула: ТГУ, 2022. – 127 с.

  2. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный

Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет» https://moi-universitet.ru

  1. Электронное методическое пособие «Образовательные технологии

новых стандартов. Часть 1 «Технология АМО» https://moi-universitet.ru

  1. Феодосова Т.Н., Клешнина Е.Б., Матвеева О.В., Макеева А.В. Сборник уроков, разработанных по технологии АМО (активных методов обучения), в рамках обучения на опорной площадке, созданной при поддержке Инновационного образовательного центра «Мой университет» — АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», г. Петрозаводск, Республика Карелия МАУДПО «Центр развития образования» г. Братска Иркутской области, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 имени В.Г.Распутина» г. Братск Иркутской области – г.Братск, 2019г. — 405с.

  2. Лазарев Т.В., Арефьева И.Л. Сборник статей экспертов Всероссийского открытого профессионального конкурса педагогов «Технология активных методов обучения – технология для ФГОС» — АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», Образовательный портал «Мой университет», 2014. – 70 с.

  3. Лицензионный электронный продукт «Копилочка АМО» https://moi-universitet.ru/kopilochka-aktivnyh-metodov-obucheniya

Приём «Рубрика «Любознательным»

В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также

информация о науке, изучающей язык.

Пример. Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором

не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!».

Результат эффективной школьной мотивации один – это искренний интерес учащихся.

Этап целеполагания. Дети должны самостоятельно сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).

Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.

Обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предполагаю, по какому плану может пойти урок.

Пример. Назовите тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определите последовательность нашей работы.

Прием «Интеллектуальная разминка»

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Приём «Бортовой журнал»

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время

изучения темы записывают свои мысли.

Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.

Приём «Диктант на засыпку»

Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии.

Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на

изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок,

покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.

Приём «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор – А. Каменский.

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.

Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала.

Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Приём «Морфемный конструктор»

Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять

суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник)

Пример – игра «Мягкий знак или твердый знак?»

Учитель называет слова. Если слово с Ъ, ученики поднимают правую руку, если с ь – то левую.

То же самое с прилагательными и причастиями. Можно совместить с физминуткой.

Приём «Фантазёр»

На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках рефлексии.

Приём «Мини – исследование» или «Мини – проект»

Пример Мини-проект «Многозначные слова» , который заключается в следующем:

учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова.

Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.

При выполнении мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание:

они должны проиллюстрировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности.

Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями.