Пошаговый алгоритм проведения анализа урока с примерами

Пошаговый алгоритм проведения анализа урока с примерами

Обучение в школе и вузе проходит согласно намеченной траектории: в рамках определённой образовательной программы и предметных единиц. Каждая дисциплина преподавателя на поэтапной основе, а каждое занятие тщательно планируется педагогом. Чтобы оценить степень доступности преподносимой информации, мотивацию учащихся и их успехи, профессионализм преподавателя проводят различные виды анализа занятий. Сегодня мы расскажем, как это делается.

Понятие и роль анализа урока

Анализ занятий в школе, ссузе или вузе – это комплексная или конкретная оценка учебного процесса, нацеленная на определение сильных и слабых сторон обучения с целью совершенствования качества образования, профессионализма педагога и полученных знаний и навыков учащимися.

Все занятия ограничены по времени: в школах и училищах, колледжах на один урок отводится 45-50 минут, в вузах же обучение проходит по парам продолжительность в 90 минут (но иногда в середине пары делается пятиминутный перерыв). Но педагогу бывает крайне трудно уложиться в намеченные временные границы, чтобы раскрыть тему и донести ее до учащихся.

Ключевые вопросы для качественного анализа урока
Ключевые вопросы для качественного анализа урока

Анализ урока позволяет оценить мастерство педагога, а также результативность представленной им программы и плана обучения, ее эффективность и пригодность, возможности распространения и пр. В рамках такой аналитической мысли экспертам удается диагностировать следующие приемы:

  • Творческий подход учителя к процессу организации занятия: вид и характер урока (проблемный, игровой, закрепляющий или развивающий и пр.);
  • Уровень его подготовки к занятию : дополнительные материалы, ресурсы, условия, основная литература и пр.;
  • Психологический климат в классе: мотивация, дисциплина, заинтересованность учащихся;
  • Профессиональные компетенции : методология обучения, план занятия и его целостность, полнота, уровень сложности заданий, качество и актуальность преподносимой информации, навыки убеждения, разъяснения, соответствие занятия общей программе обучения и ФГОС, планирование занятия и пр.;

Таким образом, анализ занятий в образовательных заведениях призван оценить эффективность преподавания и обучения, определить проблемные участки и возможности их ликвидации способы совершенствования обучения и создания для школьников/студентов достойных условий, сделать образование доступным и качественным. Оценке подлежит не только профессиональные качества педагога, но и результаты обучения у учащихся, условия обучения и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие виды анализа урока бывают?

Анализ занятий можно классифицировать на следующие виды:

  • Полный . Данная разновидность реализуется для аттестации педагоги или повышения его квалификации, при обобщении педагогического опыта и пр. В данном случае проводится всесторонний анализ урока: с позиции педагога, с позиции учащихся, соответствие требованиям ФГОС, импровизация и пр.
  • Краткий анализ предполагает проведение оценки в рамках конкретного среза или этапа обучения на занятии.
Классификация видов анализа занятия
Классификация видов анализа занятия
  • Структурный , предполагающий проведение анализа урока по составным элементам с целью определения логики построения занятия, его целостности, полноценности, связности и последовательности погружения в тему. В рамках структурной оценки занятие будет оцениваться по реализуемым этапам: организаторские моменты, домашнее задание, общая проверка учащихся и качества их подготовки, новизна и усвоение новшеств, определение степени понимания темы и основных моментов по ней, закрепление материала, исследование нового домашнего задания (характер, сложность, объем и пр.).
  • Аспектный . К данной категории относят общую оценку занятия с точки зрения учебно-воспитательной позиции в рамках определенного среза: методология, дисциплина, качество программы или плана занятия и пр. Здесь больше внимания уделяется подходам педагога (методы обучения), приемам воспитания детей, развивающие моменты и эффективность указанных действий;
  • Дидактический , ориентированный на оценку степени подготовки к занятию: план занятия, основные методы работы педагога, подбор материалов для изучения темы и ее закрепления, проработанность и продуманность упражнений (их цель, результаты и пр.) и пр.;
  • Психологический анализ предполагает определение соответствующего климата на занятии: дисциплина, заинтересованность, мотивация и побуждение учащихся к активному учебно-познавательному процессу, применение талантов и способностей учеников на занятии, умение педагога подобрать подход к ребенку и облегчить его учебный путь, урегулирование конфликтов и недопониманий. Тактичность педагога и его отношения с подопечными, эмоциональный настрой учеников, поведение всех участников и пр.
  • Самоанализ урока , позволяет оценить ход построения обучения и скорректировать его (дополнить или сократить) и пр.

Важно отметить, что в целом вид анализа урока не играет существенной роли, так как независимо от его подкатегории изучаться будут все стороны обучения в рамках определённой последовательности: организация занятия, ход обучения, подготовка педагога, подготовка учащихся, цель и результаты обучения, особенности учебного процесса и созданных условий, психоэмоциональный фон класса и педагога, достоинства и недостатки обучения и пр.

По результатам любой аналитической деятельности по оценке урока эксперт (оценщик) выделяет сильные и слабые стороны программы, педагога, учащихся, констатирует уровень мастерства и эффективности обучения, дает рекомендации относительно дальнейших действий (совершенствование, оптимизация и пр.).

Что, где, когда: в каких случаях проводится анализ урока?

Анализ урока проводится в различных случаях и для различных целей. В зависимости от вида реализуемой процедуры можно выделить ее необходимость, которая проявляется в следующих аспектах:

  • Организаторские способности педагога . В данном случае чаще всего определяется соответствие плана занятий действующим требованиям ФГОС и образовательной программе. Данный параметр означает, что в ходе урока учащиеся должны обретать определённый набор знаний и качеств, предписанных общими правилами. Если у педагога остается время и место для более глубокого изучения отдельных моментов, то это должно вписываться в общий контекст и не ухудшать понимания, эффективности обучения и пр.;
  • Качество обучения , определение профессионализма педагога при прохождении переаттестации, повышения квалификации, аттестация выпускника педагогического вуза. Данный параметр, пожалуй, самый важный, ведь по результатам анализа занятия можно определить профессионализм педагога, его умение работать с детьми, разъяснительные и иные способности, степень усвоения преподносимого материала и выработка соответствующих качеств и пр.
  • Творческий подход к учебному процессу . Оценка данного подхода позволяет определить желание подопечных изучать предмет, степень их мотивации и увлечённости на занятии, активности, используемые преподавателем подходы и приемы для привлечения внимания и разъяснения темы, их эффективность (соотнесение цели и результатов занятия, успеваемости учащихся и пр.).
Особенности проведения анализа занятия
Особенности проведения анализа занятия

Проводить анализ занятий могут различные специалисты. Самоанализ реализуется непосредственно преподавателем с целью определения достаточности, полноты данных для раскрытия темы и развития соответствующих знаний и навыков учащихся. В случае контроля над успеваемостью студентов и учеников оценка занятия может проводиться администрацией учебного заведения (для статистической оценки деятельности педагога, качества подготовки студентов и пр.), а также сторонними организациями (представителями Минобрнауки. Рособрнадзора, иными инстанциями).

В любом случае проводить анализ занятий посильно только компетентному и квалифицированному опытному специалисту, который разбирается не только в предмете, но и азах преподавания и может определить качество усвоения, плюсы и минусы работы педагоги и учеников, а также дать дельные рекомендации по устранению выявленных пробелов, совершенствованию системы обучения с учетом имеющихся условий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Классическая схема проведения анализа урока

Анализ занятия – это не просто наблюдение за ходом обучения школьников или студентов с дальнейшей констатацией плюсов и минусов. Данный вид деятельности призван всесторонне оценить каждую из сторон учебного процесса, диагностировав сильные и слабые стороны, возможности и перспективы, конечные заслуги педагога и учеников, адекватность их действий и пр. Поэтому независимо от выбранного вида аналитической деятельности, в любом случае (будь то полный/краткий, системный или частный характер) оцениваться обучение будет в рамках основных 4 срезов: организация занятия, методология, психолого-педагогический ракурс, эффективность обучения. По результатам комплексного анализа будет сформулирован общий итоговый вывод с соответствующими рекомендациями.

Традиционная схема проведения анализа занятий
Традиционная схема проведения анализа занятий

Традиционная схема проведения анализа занятий в образовательном заведении сводится к реализации следующего алгоритма:

Этап №1. Анализ содержания урока . Данный шаг проводится на основе дидактических материалов и начальной стадии проведения занятия. Здесь определению и изучению подвергаются план занятия (чему на мерен учить педагог), организация занятия (с чего началось, как преподаватель отметил тему и проблему занятия, какие вопросы задал студентам и пр.).

В рамках данного этапа эксперт выделяет существенные моменты: цель занятия, освещаемые вопросы и моменты, количество и сложность заданий, общая подготовка педагога (дополнительные ресурсы, создание условий и пр.).

Этап №2. Методология обучения . В рамках данного среза изучению подлежит ход занятия и применяемые преподавателем подходы, ресурсы. В частности, особое внимание уделяется таким моментам, как повторение пройденного материала, его увязка с новой темой, способ подачи новой информации и порядок ее закрепления, характер и разнообразие упражнений и заданий с учетом уровня их сложности (важно, чтобы они были разные и постепенно погружающие в тему), определение характера используемых приемов и их соотношение (развивающие, воспитательные, закрепляющие, игровые, мотивирующие и пр.).

В рамках методологического анализа занятия важно изучить логику и последовательность урока.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этап №3. Психолого-педагогический анализ . В рамках текущего среза оценке подвергается эмоциональный и психологический климат в классе. Здесь особое внимание уделяется оценке отношений педагога (умеет ли он располагать к себе учащихся, привлекать их внимание, мотивировать, развивать, находить подход к ребенку), а также дисциплина (как педагог добивается тишины и концентрации внимания).

В рамках третьего этапа можно определить стиль преподавания (демократичный, авторитарный, лидерский и пр.), общие моменты обучения и воспитания, способы воздействия на учеников, взаимоотношения педагога. Отношение учащихся к предмету и причины отклонений (например, почему студент прогуливает занятия или пререкается с педагогом и пр.), особенности коллектива (возраст, характер подопечных, их таланты и способности, уровень текущей подготовки, усидчивости и внимательности и пр.).

Этап №4. Заключительный . На этой стадии эксперт подводит общие выводы по результатам всего занятия. Здесь важно сопоставить изначально намеченную цель и результатами занятия (степень понимания темы, ее закрепление, особенности домашнего задания и его нацеленность, подход педагога, констатация проблемных участков (в чем проявились сложности, как их ликвидировать и пр.), рациональность распределения времени в течение занятия на отдельные виды деятельности учащихся и пр.

Здесь же подводится ключевое заключение с учетом вида и цели анализа занятия: как оптимизировать учебный процесс, какой отметки или квалификации заслуживает педагог (уровень его компетентности и профессионализма), чего достигал студенты/ученики и пр.

Порядок оформления результатов анализа урока

По окончании проведения анализа урока важно сформировать соответствующий доку мент чаще всего это производится в виде специального отчета, где расписывается ход аналитической мысли, приводятся аргументы и факты, а затем выводятся обоснованные рекомендации и выводы.

Структура отчета по результатам анализа урока будет учитывать этапы проведения оценки хода занятия. Он выполняется в рамках научного или делового стиля.

Образец проведения анализа занятия-1
Образец проведения анализа занятия-1
Образец проведения анализа занятия-2
Образец проведения анализа занятия-2

Итоги оценки занятия подлежат оформлению в виде текстового или табличного файла. Здесь каждый параметр или этап предполагает выделение основных моментов для изучения и их оценки в рамках утверждённой изначально шкалы: по балльной системе, успеваемости учащихся, общим тенденциям на занятии и впечатления эксперта и пр.

В структуре отчета целесообразно выделить классические разделы:

  • Введение , где будет описываться вид, миссия анализа урока, цель данного мероприятия, а также параметры оценивания, сроки проведения, общая характеристика оцениваемого «коллектива» — заведение, класс, количество учащихся и присутствующих, предмет (в рамках которого оценивается учебная и педагогическая деятельность);
  • Основная часть , где будет констатироваться ход аналитической мысли с акцентом на основные этапы. В рамках каждого этапа анализа урока будут выделяться основные моменты, плюсы и минусы, специфические черты, а также оцениваться общие тенденции и правила, степень раскрытия темы, подход педагога, качество обучения, план занятия и его соответствие параметрам ФГОС, творческие и инновационные подходы в обучении и пр.
  • Заключение . В рамках данного раздела эксперту, проводящему анализ урока, предстоит отметить существенные моменты по результатам проведения занятия и констатировать сильные и слабые стороны, педагога, учащихся, дать дельные рекомендации относительно совершенствования работы и заслуживаемой репутации, наличие профессиональных и иных качеств преподавателя.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Важно отметить, что анализ урока может проводить, как сам педагог (самоанализ), так и отдельные специалисты или целая комиссия. В любом случае каждый из специалистов будет формировать собственный отчет, где будет отражена объективная и субъективная сторона, четкая аргументация выбранной позиции и рекомендаций.

Оформление результатов оценивания качества и особенностей проведения занятия
Оформление результатов оценивания качества и особенностей проведения занятия
Оформление результатов оценивания качества и особенностей проведения занятия (продолжение)
Оформление результатов оценивания качества и особенностей проведения занятия (продолжение)

В любом случае анализ урока будет сведен к отчетной таблице, где в отношении каждого этапа и раздела будет отведена определенная отметка: 0 баллов – отсутствие оцениваемого критерия, 1 – частичное наличие, 2 – полное соответствие требованиям и нормам.

В отчете важно привести не просто формальную оценку относительно навыков педагога и качества образования, но и объективное и аргументированное мнение, позволяющее получить полноценную картину об учебном процессе, взаимоотношениях преподавателя и учащихся, учебной программе и плане урока, методологии обучения и пр.

Результаты анализа в форме отчета предоставляются непосредственно педагогу, администрации учебного заведения, в котором он трудится или компетентным органам (по требованию или необходимости). От результатов проведения данной оценки может зависеть карьерный, доходный и научный путь преподавателя: присвоение ему очередной квалификации, учет достижений и результаты апробаций «педагогических инноваций» и пр.

Рекомендации по проведению и оформлению анализа урока и педагогической деятельности

Перед проведением анализа урока, важно грамотно определить цели данного мероприятия и обозначить основные моменты, подвергаемые констатации и оценке. Для это достаточно выделить следующие моменты: вид анализа и объект анализа, предмет (дисциплина) и его особенности, учебный план с констатацией темы и глубиной погружения в нее, специфику обучения и пр.

Принципы проведения анализа занятия
Принципы проведения анализа занятия

Перед оцениванием педагогической деятельности и качества образования важно уточнить такие моменты, как:

  • Основная программа обучения и ее особенности: на каких предметах делается особый акцент (профиль), уровень изучения (класс, группа, курс) и пр.;
  • Особенности целевой аудитории: группа, численность, количество присутствующих, текущая подготовка учащихся и понимание предмета, качество выполнения домашнего задания, активность на занятии, уклон класса/заведения (экономический, физико-математический, творческий и т.д.) и пр.;
  • План-конспект занятия и изучение дидактической литера туры, оценка качества подготовки преподавателя к занятию: на каком материале и авторах он базируется, характер заданий для самостоятельной работы, работы на занятии, домашнее задание и пр.;
  • Внимательно изучить нормы образовательной среды: ФГОС, ГОСТы, методические рекомендации, чтобы в дальнейшем сопоставить текущее положение дел на занятии с действующими параметрами;

В ходе проведения непосредственного анализа урока эксперт должен быть предельно внимательным и сконцентрированным, учитывать все происходящие явления, действия, результаты. Только комплексный подход в данном деле поможет сформировать грамотную, четкую позицию, сформулировать определенное мнение и собрать доказательную базу для рекомендаций.

В заключительной части отчета по результатам анализа важно, чтобы присутствовало сравнение начальной цели и конечного результата. Такой подход позволит констатировать не только качество обучения, но и профессионализм педагога: умение грамотно планировать время и ход занятия, преподносить информацию, работать с детьми и пр.

В основе анализа урока лежит сравнительный принцип, предполагающий сопоставление реалий с опытом других специалистов, нормативами и требованиями ФГОС.

Отчет по результатам анализа урока формируется на основе принципов краткости емкости, доказательности (аргументированности) и обоснованности, достоверности. При этом структура документа классическая, но не строгая. Каждый аналитик вправе дополнять ее дополнительными пунктами или разделами для наиболее полноценной оценки.

Корректный, достоверный и обоснованный отчет способен повысить профессионализм педагога и качество подготовки учащихся, развивать и внедрять инновации в образовательной среде, содействовать росту педагога и его подопечных.